Вторник, 11.12.2018, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Библиотека грибовода

Есть такая профессия - вешенку выращивать (ч.1)
Захаренко Олег Альбертович
г.Донецк, Украина,
НПО "БИОМИЦЕЛИЙ" 
тел. +38050 516 76 52 или +38063 304 55 32.
E-mail: zakharen-oleg@yandex.ru
 
В настоящее время украинские производители гриба вешенка в своем развитии достигли определенного предела, за которым дальнейшее развитие производства может пойти двумя путями.
ПЕРВЫЙ путь - выращивание вешенки любой ценой.
ВТОРОЙ путь - коммерческое производство вешенки на основе стабильной технологии приготовления субстрата(или работа на покупном) плюс организация стабильной и полноценной системы микроклимата в культивационных помещениях.


 
Первый путь нет надобности комментировать, все через него проходили, но это дорога в тупик.
Второй путь наиболее труден и в теоретическом плане и практическом исполнении. Но он стоит того, потому что в результате усилия грибопроизводителя увенчаются успехом, который будет выражен стабильностью производства и качеством продукции с оптимальной себестоимостью. И что самое важное-все это возможно круглый год, не взирая на каприза климата. Но для преодоления второго пути необходимо учиться и приобретать знания. Как показывает практика большинство украинских производителей не учатся выращивать вешенку, а выращивают ее любой ценой. Это объясняется следующим. Потенциальных учеников в Украине более чем достаточно (по оценкам различных экспертов производством вешенки занимается от 1500 до 3000чел.). А вот «качественных учителей» нет.
Семинары, которые проводит В.Г.Матершев 2 раза в год не оказывают практически никакого влияния на общую ситуацию. Потому что на семинаре присутствуют в ограниченном количестве две категории слушателей:
-«бывалые» грибопроизводители (их меньшинство), но они имеют свой производственный опыт, свое мнение, свои наработки и которых тяжело чем-либо удивить, а тем более поколебать их точку зрения. Присутствие «бывалых» на семинаре объясняется возможностью неформального общения с В.Г. Матершевым, получить ответы на «неразрешимые» вопросы и по возможности «выудить» что-нибудь новенькое у него по технологии производства субстрата, вопросам микроклимата и т.д.
- начинающие или еще не начавшие(но стремящиеся) грибопроизводители, у которых нет производственного опыта, не набиты шишки от собственных ошибок и практически отсутствуют базовые знания о выращивании вешенки.
И к большому сожалению на семинаре они эти знания  получить не смогут. Конечно, не все, но большая часть. И дело здесь не качестве учебного материала или личности лектора, а в способности конкретного индивидуума воспринимать предложенную информацию. Как есть в жизни-все дети учатся в школе, получают среднее образование на основе единой учебной программы, но вот качество усвоенных знаний у всех в результате разное. И это самое качество знаний не позволяет абсолютно всем стать в один ряд. Так и в грибоводстве.
Но тем не менее бытует мнение, что выращивать грибы просто, необходимо иметь помещение, немного соломы (или лузги), какой-нибудь вентилятор, железную бочку, дрова и т.д.  А вот самое главное в этом деле- раздобыть термоядерный мицелий, который поможет получить удивительный чудо-урожай. Вот и получается, что грибовод тратит очень много времени на поиск чудо-мицелия и на ожидание самого чуда. А в результате –все как всегда…

Почему сложилась такая ситуация? Потому что естественным состоянием украинской нации и отечественного грибопроизводителя в том числе, является «хуторянство». Хуторянин считает себя достаточно «умным», а если же и не очень умным, то по настоящему «мудрым». Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной(и мнимой)опасности и ненужной работы. Хуторянин сам себе на уме: он не любит производителя мицелия, ругает его в разговорах с другими хуторянами, но при встрече с объектом ненависти подобострастно нагибается, приветствует и поет  дифирамбы, в надежде выпросить в долг очередную партию мицелия. Еще хуторянин устраняется от участия в решении общественных проблем грибоводства Украины и живет по принципу «мою хата с краю». Но тем не менее не прочь воспользоваться плодами с чужого огорода. Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он смелых и инициативных людей. Его умозаключения сводятся к следующему: «если я боюсь, почему он не боится, если я не решаюсь, почему он решается? Может быть ему велено и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?»
В итоге он заключает: лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым. Чтобы понять состояние украиского грибоводства сегодня необходимо обратиться к истокам «украинского характера»,основными составляющими которого являются:
- бережливость
-индивидуализм, «моя хата с краю»
-недоверчивость, подозрительность к новому, неизвестному
-вольнолюбие, подчинение ради выгоды
- «хозяйственность», трудолюбие ( для себя) , самостоятельность в суждениях «себе на уме», жадность, лукавство, скрытность, равнодушие, гибкость и изворотливость.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что недостаточное единство и сплоченность украинских грибоводов объясняется прежде всего их индивидуализмом, как сущностной чертой национального характера. И опять вопрос- «что делать», как с этим бороться. Украинское производство вешенки продолжает  развиваться экстенсивными методами в интенсивном темпе. И нет пока возможности в полной мере назвать производителей вешенки профессионалами. Но плох тот любитель, который не стремится стать профессионалом.
 
Анализ ситуации в среде производителей вешенки показывает, что большинство грибоводов учиться не хочет, но тем не менее желание получать хорошие урожаи у них не пропадает, а наоборот, из года в год только усиливается. Как сейчас работает большинство производителей вешенки в Украине? Нестабильно (мягко говоря).
К сожалению, приходится констатировать, что за прошедшие годы не произошло качественного изменения в условиях производства. Да, отдельные положительные изменения имеются, но их мало, чтобы коренным образом изменить ситуацию. На сегодняшний день все те же расхожие фразы: «делаем все как всегда, но не растет», «ничего не меняли в технологии, а не получается», «а с мицелием у вас все в порядке?» и др. Да, многие производители расширили свое производство, но вместе с тем и увеличили размер существующих проблем, а некоторые даже возвели свои проблемы в квадрат и получили в результате корень квадратный, который, как ни стараются, извлечь не могут. Вот пока и остается нерешенной эта извечная проблема «отцов и детей». Теперь остается выяснить- кто есть кто в украинском грибоводстве. Опираясь на свой многолетний производственный и жизненный опыт, возьмем  на себя смелость назвать производителей мицелия «отцами», а грибоводов - «детьми». И зачастую детьми строптивыми, своенравными, избалованными кажущимися успехами, не понимающими, ценой каких усилий достигаются эти успехи и порой напрочь отрицающие все советы «отцов» по  минимизации этих усилий.
Еще одна беда украинских производителей вешенки-существование грибоводов, которые берут на себя функции аналитического и консультационного центра. Что получается в результате? Подобные горе-грибоводы дают советы своим коллегам (заочные советы, без детального изучения ситуации на производстве) и берут на смелость делать выводы из этих ситуаций. Как показывает практика-вывод этот касается или мицелия, или субстрата (особенно покупного). И самое печальное то, что практически никто из грибоводов не желает объективно разобраться в истинных причинах происходящих отклонений. И все та же расхожая фраза - «…но ведь все делаю как и в прошлом году, а гриб не растет, сохнет, желтеет, мокреет , рыжеет и т.д.».
А ведь ларчик открывается довольно просто-необходимо УЧИТЬСЯ выращивать грибы, систематизировать получаемые знания, вести документацию на своем производстве, периодически перелистывать свои записи и сравнивать прошлые показатели с нынешними, анализировать сложившуюся ситуацию и только потом делать выводы. Среди некоторой части грибоводов бытует мнение, что обучающие семинары организуют в свое удовольствие производители мицелия, принимающие в нем участие лекторы и некоторые маститые грибоводы и производители субстрата.
Скорее всего авторами подобных высказываний в первую очередь движет простая человеческая зависть, основанная на непонятном нежелании ( а может и на неспособности) изменить что-то на своем производстве, на неуверенности в своих собственных силах, в отсутствии доверия к советам и консультациям вроде бы не посторонних людей(имеются ввиду производители мицелия), кровно заинтересованных в успехе каждого конкретного грибовода, а не только в том, чтобы «впарить» ему мицелий 3,5,10 пересевов (по мнению грибоводов). А ведь раздельное существование производителей мицелия и грибов невозможно в принципе. Без взаимного доверия и диалога в результате имеем то, что имеем… Сомневающиеся и подвергающие все и вся сомнению критики, могут возразить, но тем не менее многолетний опыт общения с грибоводами позволяет видеть их уровень знаний и подготовки, способность к восприятию информации и вместе с тем готовность учиться (которая оставляет желать лучшего) и стремление к совершенствованию своего производства.
С наступлением нового грибного сезона опять ярко проявится ситуация «грибоводческой комы» (кстати, повторяющаяся из года в год). И получается как в сказке - «…расти вешенка большая и маленькая. НЕ РАСТЕТ!?». Почему – не понятно , ведь делаем все как всегда. Такая вот сказка, только совсем печальная, с грустным финансовым результатом.
Уважаемые производители вешенки, оглянитесь вокруг, сегодня уже 21 век. Старайтесь брать пример с производителей шампиньонов, которые изначально сделали ставку на достижения научно-технического прогресса при организации производственного процесса и в частности в области систем микроклимата, используют оборудование, проверенное временем и не пытаются изобретать велосипед. Вот мы и решили по возможности помочь вам освоить , так называемую , экономику микроклимата. Без которого, как показывает печальный опыт очень многих производителей вешенки, «…и ни туды, и ни сюды…» . Итак, приступим
Категория: Библиотека грибовода | Добавил: tarasenkou (12.01.2016) | Автор: Захаренко Олег Альбертович
Просмотров: 1311 | Теги: ошибки, микроклимат, анализ, Выращивание вешенки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
ПОИСК
Наш опрос
Что нужно добавить на сайт?
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru